Все статьи

Склад всего. Фрагмент

Александр Сергеев, 2014 год


Достаточно неожиданно для себя я, видимо, понял (почувствовал) то, что теперь мне кажется очевидным, то, что «все», возможно, знают уже давно и поэтому не описывают, или описывают, но я нигде никогда не читал и не слышал, или может быть читал и слышал, но не вчитался и не вслушался и все прозевал.

Итак: «образная основа постпейзажного сада — это склад»

Если предельно упрощать, то я представлял себе ситуацию так: «регулярный сад» — это победа над «природой» как хаосом, выстраивание ее элементов в сложнейшем изящном танце, доказывающем, что часть опасного мира приведена к повиновению и умопостигаемости. «Пейзажный сад» — сохранение «природы» в признаках дикости и непонятности, как сверхрациональности при плотном контакте с человеком, который в этой системе в свою очередь является источником опасности. Таковы базовые образы.

На многочисленные злаки в ящиках я смотрел всегда с вопросом: «Что это?». Пока не найден образ, не удается понять — мы получили эмоции, столкнувшись с действительной художественной выразительностью, или всего лишь с узнаванием элемента, достоинство которого — это тиражируемость в ряду с изображениями дорогих автомобилей и популярных артистов на отличной бумаге в сопровождении коварного термина «современный».

Так вот, блоки из десятков и сотен одинаковых растений, расположенных линиями, габионы, длинные сквозные проходы, жесткие формы, демонстрирующие признаки временности (выпирающие дощатые бордюры, ящики, поддоны и тому подобное, вообще серая необработанная древесина, проволока, всякие решетки…) — «Что это?».
Ответ очевиден — это склад! Мог ли я не видеть этого раньше?!

Хороший садовый центр легко оказывается более красивым, чем вымученный «дизайнерский» сад, но это частность.

Теперь человек — покупатель. Иметь возможность покупать «со склада» приятно — без магазинной наценки и выбор большой, к тому же в массе товар показывает некоторые свойства, невидимые в малых группах, тем более в единицах.

Но важнее всего именно возможность. Имея даже скромные средства, мы можем приобрести и то, и это, и так, и сяк. Склад содержит материалы для всего. Мы не можем выбрать сразу все варианты, но, если не останавливаться в своем выборе, мы имеем «все», как возможность. Склад комплектующих сада — это мнимый мультисад, т. е. условие и возможность всех садов. Эстетика вещества как материала, как бесконечной возможности творчества, которую мы никогда не обменяем на результат творчества, ибо результат, это конец возможности — конечный результат. Это базовый образ.

Базовому образу соответствует эталонный сад. Он очень простой. Границы участка символизируют окно в некий «подмир» — тот самый великий склад, который в этой модели существует относительно нашей реальности, как параллельный слой, обеспечивая ее возможность. Участок прямоугольный, через него, слегка наискось проходит одна прямая дорожка, справа и слева от нее площади разделены прямыми границами, перпендикулярными дорожке, и так же, как дорожка, упирающимися в ограду. Сегментов немного — до бесконечности все равно далеко. В каждом сегменте находятся аккуратно размещенные растения или другие элементы сада. Их набор должен быть несколько неожиданным и забавным, например: папоротники, бархатцы, морковь, сосны, лейки, черная смородина, гвоздика перистая, гвоздика альпийская, гвоздика серовато-голубая, камни, дробленая кора. Забор — рамка «окна», наложенная на «великий склад» случайно. Поэтому ее стороны и внутренние прямые не параллельны. Каждый сегмент, обрезанный забором, продолжается в мнимой бесконечности, неся бесконечное количество элементов.

Называется «Склад всего. Фрагмент».