Все статьи

Поле зрения

Александр Сергеев, 2009 год

Рисунок автора


Взгляд человека начинающего знакомство с ландшафтным искусством сильно отличается от опытного взгляда.


С каким растительным материалом мы работаем, создавая сад? Казалось бы с одним и тем же, независимо от нашей «развитости». С другой стороны можно считать, что этот материал в определенном смысле совершенно разный.

Мы работаем с тем, что составляет предмет нашего внимания. На что же направлен наш взгляд и наше умозрение в отношении растений? Обычный путь сознания садового дизайнера (не зависимо от того, любитель он или профессионал), можно грубо описать так: «цветок» — «растение» — «группа растений» — «фрагмент сада» — «сад в целом».

Если отвлечься от растений, эволюция внимания окажется сходной. Начало — это отдельные украшения, обычно мелкие: каменные глыбы, скульптуры, керамика, кованые решетки, рисунки материалом мощения и «отсыпками» (декоративной мульчей); а в конце тот же самый «сад в целом».

Маленький ребенок, которого научили приемам изображения рыбака в лодочке, ромашки, принцессы, волка из мультфильма «Ну, погоди!», или Микки Мауса, воспроизводит на листе эти отдельные фигуры, потом он может закрасить бумагу между ними, чтобы получится «фон». И тогда ему обеспечен восторг родителей.

Художник рисует иначе. Живописец начинает с «подмалевка», принципиально организует композицию и цвет всего пространства картины, после этого приступает к выписыванию деталей.

Картину хотя бы видно всю целиком, одновременно.

Сад нас окружает и, за редчайшим исключением, не виден полностью. В саду существует некоторое количество точек, с которых наблюдателю открываются принципиально важные «виды». Этому в литературе уделено много внимания. Однако, и такими «картинными» пейзажами сад не исчерпывается. Наблюдатель в саду не только сидит на скамейке или стоит, облокотившись на парапет террасы. Он еще и ходит по дорожкам, вертя головой, и вот тут он видит не картину, и не набор картин, он уже видит фильм. Эти картины и фильмы еще и меняются в зависимости от времени года, времени суток, погоды.

Так и складывается впечатление о саде: в определенный момент мы видим, слышим, обоняем, осязаем лишь какую-то его сторону, а все остальное присутствует в сознании.

Я часто слышу некое ключевое слово: «Скучно». «Скучно», и поэтому нужно добавить деталей, добавить цветов, в этот уголок, и в тот, и возможно повсюду. И вот я придумал один воображаемый эксперимент. Представьте бумагу, свернутую трубочкой. Вы прикладываете ее к одному глазу, другой закрыт. Поле зрения — маленький круг. Вы у себя дома. Осмотрите и оцените интерьер через эту трубочку. Вот люстра, вот книга, вот вазочка, картина в рамке — весьма не плохо… Но вот стена рядом с картиной, потолок, дверца шкафа… Скучно? Пожалуй… Теперь расширьте внешнее отверстие трубочки, чтобы получился конус. Вновь оглядитесь. Результаты нового осмотра будут уже иными. Вновь расширяйте поле зрения, и в конце концов вовсе уберите бумагу от глаз. Теперь вы действительно у себя дома. Это метафора развития нашего взгляда на сад по мере нашего собственного развития как садового художника.

И в конце одно наблюдение.

Поиск ракурса для фотоснимка — отдельное искусство. Иной раз ландшафт, знакомый по фотографиям, может и разочаровать. А вот досадное ощущение, что все достоинство сада никак не удается в полном объеме разделить на «виды» и по фрагментам захватить объективом — это признак, возможно, очень большой удачи.