Все статьи

Здравствуйте, господин Брукс

Александр Сергеев, 2010 год


Проблема рождает решение. Это всем понятно, но часто забывается.

Статью в декабрьский номер «Магии уюта» написать не просто. Она должна быть особенной. Дело в том, что снег декабря — это совсем не снег февраля, который мы под свист синиц нетерпеливо сверлим глазами, окруженные густым небом удлиняющегося дня. Теперь рутинные, но необходимые садовые дела только что закончены. Пожалуй, они даже немного надоели, и от них приятно отвлечься. Праздник декабря, последнего в году месяца — это торжественный праздник отдыха, подведения итогов и обобщений. Тему, достойную этого особенного времени, выбрать не так просто,

И вот озабоченный поисками подходящей темы, я получил письмо от одного московского журнала. В марте будущего года в Москву по их приглашению приезжает известнейший английский ландшафтный дизайнер, к тому же автор ряда очень популярных книг, Джон Брукс. Он, в частности, проведет мастер-класс «Идеи для русского сада». «Мистер Брукс просит узнать у российских дизайнеров, с какими проблемами они сталкиваются».

Таким образом, вместо одной очень интересной работы мне достались две. В те же сроки. Это уже стало выглядеть проблемой. Но, помучавшись некоторое время, я вдруг понял: вопрос Джона Брукса — это подсказка. Похоже, то, что он хочет узнать — это и есть отличная тема для последнего в году номера.

Итак, здравствуйте, уважаемый господин Брукс!

Да, мы думали над нашими проблемами. Это может показаться странным, но мне Англия запомнилась не только ревом Лондона, но и в не меньшей степени прекрасными огромными деревьями. Иметь сад площадью восемьдесят квадратных метров и в нем взрослый гималайский кедр! Каково? Если сравнивать впечатления от садов, парков, городского озеленения Англии и России, тем более Среднего Урала, легче всего, по-моему, обратить внимание на то, что у нас относительно узок набор растений, пригодных к использованию. Да, мы в нашем холодном жестко-континентальном климате лишены платанов, буков, грабов, секвой, метасеквой, секвойядендронов, пиний, и, что мне лично особенно обидно, чилийских араукарий. Мы даже лишены того зеленого водорослевого налета, которому влажный морской воздух Вашей страны позволяет окутывать величественные стволы этих грандиозных деревьев. В нашем распоряжении нет ни лаванды, ни аукубы, ни фотинии, ни любимого Вами молочая… А роскошь английских роз или рододендронов может вызвать желание избавиться в наших садах так же и от этих растений. И газону на Урале суховато.

Но приводит ли нас в отчаяние наш суровый климат? Нет, не приводит.

Я знал одного художника, очень хорошего, и не только очень хорошего, но и хорошо известного и уважаемого среди профессионалов. Случалось, на краски ему не хватало денег. Он раздобывал как-то большую банку краски, скажем, зеленой и рисовал. Прекрасные лаконичные работы. Называлось «зеленый период». То есть я хочу сказать, был бы художник, а краски те или иные как-то найдутся.

У нас много художников. И даже не в России вообще, а в нашем, хоть и не маленьком, но все-таки провинциальном городе. Есть художники очень крупные, известные в мире, и этих художников достаточно много. Мы можем не все понимать в их работах, нам могло бы быть даже неприятно постоянно видеть что-нибудь из их произведений на стене собственной комнаты, но мы осознаем, что это просто результат некоторой нашей неразвитости. Они, эти крупные признанные художники, являются частью сложного самовоспроизводящегося профессионального сообщества. А сообщество это несет определенную художественную традицию и само в свою очередь рождается этой традицией.

В садовом искусстве, в ландшафтном дизайне такой традиции у нас нет. Она лишь начинает возникать. Или даже лишь должна начать возникать. И соответственно в нашем деле не хватает, я бы сказал, сообщества «гуру». Т. е. я думаю, наша проблема в том, что у нас пока нет Пита Удольфа, Энди Стеджена, Вас, Господин Брукс.

Но я думаю, что проблема рождает решение, вот и Вы, кстати, собираетесь приехать.