Все статьи

Игра в ассоциации

Александр Сергеев, 2010 год


Настоящему дизайнеру, знающему композицию и колористику, не составит труда подобрать наиболее эффектную форму и подходящий цвет бороды для конкретного лица. Не правда ли? Даже если это лицо женское?

Как построить декоративную растительную композицию? Материал в нашем распоряжении — это ассортимент видов и сортов растений, подходящей климатической зоны. Каждое растение имеет свои биологические характеристики. И каждое — свою внешность: цвет и форму. Казалось бы дальше все более или менее просто: цветовой круг, контраст, нюанс, текстура, уравновешенность объемов…

С другой стороны, когда нам понравится природный пейзаж, мы не скажем о нем: «Ах, сбалансированная растительная композиция, ах, контрастная цветовая схема!». Мы скажем: «Ах, какой лужок!» Мы скажем так, потому что мы подумаем так. После мы можем коротко или развернуто порассуждать о цветах и формах.

Мы узнаем в увиденных группах растений тот или иной ландшафт. Мы находим в растительных композициях существующие в нашем сознании образы — образы леса, луга, болота, пустыни, потому что мы хотим их найти и ищем.

Внимание! Я собираюсь рассказать здесь о приеме, который мы уже давно для себя придумали. В некоторых случаях он очень эффективен, а пользоваться им достаточно несложно.

Сами по себе отвлеченные объемные формы и цвета, конечно, могут составлять более или менее удачные композиции. При этом каждое растение тянет за собой специфический ассоциативный ряд. В некоторых случаях он, можно сказать, мягок и ненавязчив. В других — вполне агрессивен. Сочетания этих ассоциаций, конечно, не являются эстетически нейтральными. Бывает даже, что ценность взаимного расположения компонентов композиции уходит на второй план, уступая место ценности их принципиального присутствия в нужной пропорции. Так в супе нам не важно, в какой стороне тарелки плавают какие-нибудь морковка или луковка, важно чтобы они там были.

Садовая композиция приобретает особую глубину гармонии, цельность, я бы сказал, одушевляется, если в ней мы находим образ природного растительного сообщества.

В условиях Среднего Урала мы не можем создать настоящую пустыню или тундру, мы и не будем пытаться это сделать, мы даже, скорее всего, не будем переувлажнять грунт для создания декоративного болота, хотя технически это не так уж сложно.

Существуют растительные формы, которые в нашем сознании отчетливо связаны с конкретным типом природного ландшафта. Что мы нарисуем, изображая «наспех», скажем, берег озера: крупные мечевидные и округлые листья, наверное, это рогоз и калужница, возможно, другие растения, виденные не только в природе, но и в фильмах, книгах и журналах. Нам важна принципиальная форма, графический знак, почти буквально. Как я изображу образ полупустыни? Мелкие камешки и острые прямые листья, расходящиеся агрессивным веером. Пожалуй, они сизые, если рисунок цветной.

В нашем ассортименте среди растений доступных, надежных и легких в уходе достаточно таких живых знаков. Например, для обозначения влаголюбивого сообщества очень удобны ирисы, бадан, дармера, копытень. Сухой и каменистый ландшафт — это элимус песчаный, серовато-голубая гвоздика, мирикария, древовидная полынь. Лес — папоротники, роджерсии и т. п.

Другая большая группа растений — это формы, которые дают совершенно разные ощущения в разном соседстве. Так стелющиеся сорта обыкновенного можжевельника (Грин Карпет, Репанда, Депресса Ауреа и пр.) неожиданно легко «входят в образ» того знакового растения, рядом с которым находятся. Другой пример: посадите предельно засухоустойчивый едкий очиток на какой-нибудь галечник рядом с ирисами и вы легко сможете увидеть в нем «водоросли» на только что осушенном дне водоема.

Таким образом, создавая образ ландшафта, мы используем растения — подсказки, указывающие на языке какого природного сообщества нужно «читать» нашу растительную композицию.

Так, встретив в незнакомом тексте знак «И», мы узнаем, что это кириллица, а знак «N» укажет нам на латиницу. Сделав этот выбор, мы сможем правильно прочесть знак «В». Здесь важно не сбиться с правильной мотивации. Графически знаки «И» и «N» симметричны, и это может побудить дизайнера использовать их в одном тексте, в результате текст станет не читаем, исчезнет как таковой.

То есть, пожалуйста, не нужно сажать элимус песчаный на берегу водоема рядом с ирисами и кувшинками, даже если Вам покажется, что там требуется сизый цвет.