Александр Сергеев, 2010 год
Однажды меня попросили показать схемы регулярного и свободного решений в ландшафтном проектировании. Не примеры, а именно две принципиальные схемы, для того, чтобы их скопировать и спокойно работать «ландшафтным дизайнером». Должен сказать (с удовольствием), что я с этой задачей не справился.
Чем различаются регулярная и свободная (пейзажная) планировки? Кажется, мы все давно это знаем. Первую мы отличаем по простым геометрическим фигурам, прямым линиям, симметрии, повторяемости строгоодинаковых элементов. Для второй характерны асимметрия и извилистые линии… Некоторые люди почему-то считают, что в природном пейзаже не бывает прямых линий.
Прямая — непрямая… Насколько это важно? Насколько значимы эти формальные признаки? Являются ли они проявлением каких-то принципиальных глубинных основ? «Регулярное решение», «свободное решение» — мы так часто встречаем эти формулировки в выступлениях, в журнальных статьях, в книгах. Может быть это пустые слова? Актеры, изображающие звук речи, говорят: «О чем говорить, когда не о чем говорить?»
«…В долине, где открывался широкий простор, плавно изгибалась каменистая сверху, но приятная в нижней своей части Гора Благословения…» Так Томас Манн в романе «Иосиф и его братья» минимальным прикосновением реконструировал абсолютно незнакомое нам отношение к природе. Мы ведь все любим «скалы», не так ли? На картинах, в фильмах, в книгах. Рядом со мной сейчас висит календарь 2010 года «the ALPS», я его выбрал в магазине и купил. В нем сплошные фотографии скал. И сады мы не очищаем от камней, а наоборот их часто еще добавляем. Мы так любим скалы, потому что мы, включая альпинистов, живем в городе и ходим по тротуару, а не пасем коз в сандалиях, не пьем воду из сушеной тыквы и не разгоняем палками волков.
Я как-то читал статистику смертности в России ХIХ века. Одна из первых (если не первая, к сожалению, не помню) причин смерти сформулирована дословно так: «заедены дикими зверями».
Сад и регулярный и пейзажный — это всегда символ рая.
В чем благо прямых линий и симметрии? Каков этот рай? Какую радость может принести регулярная планировка, характерная для доиндустриальных обществ? Это радость выстраивания элементов мира, пугающего своей непонятностью, в систему, кажущуюся умопостигаемой и послушной. И это — радость безопасности вне дома, в «природе».
В ХVIII веке с приходом эпохи просвещения регулярные сады, которые принято называть «французскими», стали уступать место свободно спланированным, так называемым «английским» пейзажным садам.
Технический прогресс привел к тому, что наши отношения с миром сильно изменились. Нам кажется, что мы теперь слишком многое знаем, и как догадывался еще Екклесиаст, эти знания нас в целом не порадовали. Мы действительно слишком многое можем и от этого боимся самих себя больше, чем кого бы то ни было.
Сейчас время пейзажных садов.
В чем благо свободной планировки и отчего мы получаем радость в пейзажном саду? Чего хочет ждать от рая современный человек? Пейзажный сад — это по внешнему образу как бы маленькая дикая природа. Но не мы принадлежим ей, а она нам. Выходя в сад, мы выходим в эту «природу» и чувствуем восторг оттого, что она глубока, сложна и таинственна, а мы для нее неопасны и даже необходимы.
Думаю, что как только в саду исчезнет комфорт — нас ужалит пчела, мы обожжемся крапивой, промочим ноги, с дерева упадет какая-нибудь ветка, так сразу же снизится на нашей ценностной шкале достоинство таинственности и нетронутости природы.