Сад у холодной реки

Плоский участок заброшенного капустного поля с замечательным видом на реку и противоположный берег — здесь нужно было создать сад, где позже появятся дом, гостевой дом и другие постройки.

Ландшафтное проектирование и работы начались до начала строительства зданий с учетом их эскизных проектов. Основной дом должен был встать на холме, поднятом ориентировочно на 1,5 метра над существовавшим грунтом. Сейчас гостевой дом построен, для основного дома подготовлен фундамент.

Сад следует обобщенным образам природы этих мест. Ключевое выразительное средство — геопластика: искусственный рельеф подчеркивают масштабные посадки деревьев и кустарников. Количество дорожек с твердым покрытием минимально, прогулочные маршруты проходят по газону и задаются посадками и рельефом. Рукотворная система лесистых и открытых холмов создает ландшафтную среду для зданий.

Гостевой дом (его автор — Дмитрий Позаренко) кажется выросшим на небольшом, удачно найденном горизонтальном участке, изрезанного овражками лесного берега. За счет панорамного остекления, просторных крытых и открытых террас, за счет продолжения материалов с характерными фактурами из интерьеров на фасады и дальше на жесткие ландшафтные элементы, которые создавались совместно с автором дома, границы дома и ландшафта делаются условными, растворяются. Строгие горизонтальные линии здания врастают в ландшафт за счет линий подпорных стенок и дорожек, но они не распространяются далеко и, как одна часть системы, противостоят другой части — мягким и подвижным формам сада, реки и противоположного лесистого берега.
2017 г.
2009 г.
Завершение работ
1,8 Га
Начало работ
Площадь объекта
Вид 1
Исходная ситуация.

Пожелания заказчика: естественность, лаконичность, крупные формы, выраженный, но не измельченный рельеф, невидимость руки дизайнера
Начинаем.
Большие деревья растут долго, поэтому сажать их нужно быстро. Насколько это возможно. Мы будем делать посадки на нужных для будущего рельефа высотах, насыпая в соответствующих местах земляные кучи. Для этого используем освобождающийся из-под фундамента грунт. Задуманный рельеф подведем к деревьям позже.
Первая сосна. Пользуемся техникой фирмы, специализирующейся на крупномерных посадках.
Продолжаем посадки — появилось несколько групп сосен.
Добавились лиственницы, ели и еще несколько сосен.
Весна. Посажены пихты.
Добавляем яблони сибирские. Справа виден кедр (сосна сибирская).
На соседнем участке строится дом. Он удачный для нас — в сторону сада не смотрят окна, мы будем видеть лишь темный монотонный скат крыши. На это мы и рассчитывали — видели проект с самого начала.
Крупномеры посажены. Грунт сел. Начинаем формировать рельеф начисто. На окончательном рельефе продолжаем посадки «ручных» деревьев.
Продолжаем посадки и работу с рельефом. Сажаем массивы кустарников.
Работаем с рельефом, по мере готовности закрывая поверхность газонной дерниной.
Заканчиваем.
2009 г.
2016 г.
2009 г.
2016 г.
Вид 2
Исходная ситуация

Пожелания заказчика: естественность, лаконичность, крупные формы, выраженный, но не измельченный рельеф, невидимость руки дизайнера.
Строится фундамент дома. Высвободился большой объем грунта, часть его уйдет на обратную засыпку. Еще до начала строительства при помощи техники специализированной фирмы начаты посадки крупномерных деревьев (ели в правой части фото). Машина-пересадчик позволяет брать дерево с комом 1,6 метра в диаметре. Тополя, стоящие перед будущим фасадом — лишние. Позже мы рассчитываем пересадить их на другие места этой же машиной.
Технология зимней посадки позволит использовать деревья с еще более крупным комом, чем обеспечивал пересадчик. Делаем разбивку — определяем будущее положение двух практически взрослых шаровидных ив.
Теперь ивы на своих местах.
Весна. Снег сходит. Кроны ив приобрели зеленоватый оттенок. Дом теперь уже можно видеть в его основных контурах. Автор дома — архитектор Дмитрий Позаренко.
Начинаем формировать черновой рельеф. Грубую работу с большими объемами грунта делаем, используя технику.
Доводим черновой рельеф до нужной формы вручную, используя мотоблок, лопаты и грабли.
Рельеф начерно сформирован. Теперь по нему электрики прокладывают кабель для индивидуальной подсветки деревьев, поливальщики закапывают трубы системы автополива, строители, тем временем, заканчивают отмостку, а мы — пересаживаем тополя и по границе дольнего холма сажаем массив бедренцеволистной розы.
Формируем чистовой рельеф. Ручная работа. На этом этапе незначительные подвижки грунта важны для зрительного впечатления.
В несколько приемов готовим поверхность грунта и укладываем газонную дернину.
Работа велась этапами в течении четырех сезонов. Теперь укладка газона закончена. Скоро первое скашивание!
2009 г.
2016 г.
2009 г.
2016 г.
Вид 3
Исходная ситуация. 2011 год. Эта крупномерная сосна посажена нами осенью позапрошлого года, т.е. здесь она уже развивалась один вегетационный период (это хорошо видно по характерному укорачиванию побегов прошлого сезона). В свое время в результате какой-то травмы она потеряла основной ствол, что привело к преобразованию наиболее сильной ветви в новый ствол и возникновению еще одного второстепенного ствола из другой сильной ветви. Место перевершинивания так же хорошо видно на снимке (примерно в полуметре над землей). В большом коме, выкопанном во время пересадки специальной техникой, находились еще несколько молодых разновозрастных сосен. Они видны около ствола основного дерева.
Задача, которую мы ставили перед собой, выбирая для этого места именно такую – со странной, несколько запутанной структурой кроны сосну – получить здесь красивое мощное разлапистое дерево с выразительно изогнутыми ветвями и стволом. Мы не хотим формировать его по распространенным образцам того, что обычно называют «садовые бонсаи» или «ниваки». Такое дерево не смогло бы стать частью нашего пейзажа. Это главное. Но кроме того, при необходимом крупном размере оно потребовало бы очень трудоемких, сложных, и, с годами все более усложняющихся, работ по обслуживанию. Итак, первые выборочные удаления побегов мы начинаем в мае 2011 года.
2012 год. Продолжаем формирующую обрезку. Выпиливаем верхнюю часть доминирующего ствола, вызывая новое перевершинивание. Часть веток в верхней оставленной мутовке так же удаляем – мы не хотим получить похожий на щупальца кальмара пучок из новых стволов.
2013 год. Вот так, как это видно на снимках, обрезкой и веревками мы будем по мере развития дерева формировать ствол и ветви.
2016 год.
2017 год.
2018 год. Терпение! Пока что нашу сосну еще трудно назвать красивой.
2019 год. Ну вот. Уже хорошо. Скоро (через год-другой, это ведь для нас скоро…) можно будет начать, а там уж и закончить поэтапно снимать веревки. Дерево, а на самом деле это не одна, а две сосны, растущие вплотную друг к другу (остальные более мелкие сосны мы удалили), будет развиваться все более и более самостоятельно. Мы же будем наблюдать и, конечно, вмешиваться время от времени.
2011 г.
2022 г.
2011 г.
2022 г.
Гран-при за работу «Сад у холодной реки»
г. Москва
IX Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре.
Номинация: лучший реализованный частный объект площадью более 1 Га
2018 г.
г. Санкт-Петербург
Международная профессиональная премия ADDAWARDS 2018 для архитекторов, дизайнеров и декораторов
Номинация: ландшафтный дизайн и городская среда
Категория: реализованный проект
2018 г.
Первое место за проект «Сад у холодной реки»