Написать письмо

Прикрепить файл

Склад всего. Фрагмент

Александр Сергеев, 2014 год

Достаточно неожиданно для себя я, видимо, понял (почувствовал) то, что теперь мне кажется очевидным, то, что «все», возможно, знают уже давно и поэтому не описывают, или описывают, но я нигде никогда не читал и не слышал, или может быть читал и слышал, но не вчитался и не вслушался и все прозевал.

Итак: «образная основа постпейзажного сада – это склад»

Если предельно упрощать, то я представлял себе ситуацию так: «регулярный сад» - это победа над «природой» как хаосом, выстраивание ее элементов в сложнейшем изящном танце, доказывающем, что часть опасного мира приведена к повиновению и умопостигаемости. «Пейзажный сад» - сохранение «природы» в признаках дикости и непонятности, как сверхрациональности при плотном контакте с человеком, который в этой системе в свою очередь является источником опасности. Таковы базовые образы.

На многочисленные злаки в ящиках я смотрел всегда с вопросом: «Что это?». Пока не найден образ, не удается понять - мы получили эмоции, столкнувшись с действительной художественной выразительностью, или всего лишь с узнаванием элемента, достоинство которого - это тиражируемость в ряду с изображениями дорогих автомобилей и популярных артистов на отличной бумаге в сопровождении коварного термина «современный».

Так вот, блоки из десятков и сотен одинаковых растений, расположенных линиями, габионы, длинные сквозные проходы, жесткие формы, демонстрирующие признаки временности (выпирающие дощатые бордюры, ящики, поддоны и тому подобное, вообще серая необработанная древесина, проволока, всякие решетки…) – «Что это?».

Ответ очевиден - это склад! Мог ли я не видеть этого раньше?!

Хороший садовый центр легко оказывается более красивым, чем вымученный «дизайнерский» сад, но это частность.

Теперь человек - покупатель. Иметь возможность покупать «со склада» приятно – без магазинной наценки и выбор большой, к тому же в массе товар показывает некоторые свойства, невидимые в малых группах, тем более в единицах.

Но важнее всего именно возможность. Имея даже скромные средства, мы можем приобрести и то, и это, и так, и сяк. Склад содержит материалы для всего. Мы не можем выбрать сразу все варианты, но, если не останавливаться в своем выборе, мы имеем «все», как возможность. Склад комплектующих сада – это мнимый мультисад, т.е. условие и возможность всех садов. Эстетика вещества как материала, как бесконечной возможности творчества, которую мы никогда не обменяем на результат творчества, ибо результат, это конец возможности – конечный результат. Это базовый образ.

Базовому образу соответствует эталонный сад. Он очень простой. Границы участка символизируют окно в некий «подмир» - тот самый великий склад, который в этой модели существует относительно нашей реальности, как параллельный слой, обеспечивая ее возможность. Участок прямоугольный, через него, слегка наискось проходит одна прямая дорожка, справа и слева от нее площади разделены прямыми границами, перпендикулярными дорожке, и так же, как дорожка, упирающимися в ограду. Сегментов немного – до бесконечности все равно далеко. В каждом сегменте находятся аккуратно размещенные растения или другие элементы сада. Их набор должен быть несколько неожиданным и забавным, например: папоротники, бархатцы, морковь, сосны, лейки, черная смородина, гвоздика перистая, гвоздика альпийская, гвоздика серовато-голубая, камни, дробленая кора. Забор – рамка «окна», наложенная на «великий склад» случайно. Поэтому ее стороны и внутренние прямые не параллельны. Каждый сегмент, обрезанный забором, продолжается в мнимой бесконечности, неся бесконечное количество элементов.

Называется «Склад всего. Фрагмент».