Написать письмо

Прикрепить файл

Сад в набросках

 

Александр Сергеев, 2010 год

Сад – дело, которое не дает «отдохнуть» круглый год.

Теперь середина зимы и нет возможности взяться за грабли, лейку и садовые ножницы. Однако, кроме лопаты для уборки снега у нас есть бумага и карандаш, а так же (как мы жили раньше?) компьютер.

Поработаем в саду? Лучше сказать поработаем «над садом» или «с садом»?

Наша работа – формирование замыслов на следующий теплый сезон, их обдумывание, детализация и фиксация, записывание в виде планов, схем, эскизов.

В каком виде мы имеем наш участок зимой?

1. Он засыпан снегом, неузнаваем и, порой, труднодоступен.

2. Он изображен в плане, как схематизированный вид сверху.

3. Он существует на весеннее-летне-осенних фотографиях.

4. Мы его помним, но чем дольше, тем менее ясно. В какой-то мере воспоминания поддерживаются тремя предыдущими позициями.

Посетить сад или будущий сад всегда полезно, даже зимой. Но основная часть работы, конечно, смещается в теплое помещение. Теперь важно не ограничиваться планами. План сада, тем более выполняемый в современных графических программах, легко превращается в голове проектировщика в независимое художественное произведение. Собственно - сад из мотивации вытесняется. Знаки двигаются по листу, гармонизируя внешний вид именно этого листа. Фактически же происходит принятие планировочных решений. В результате задумывается картина, которую в реализованном виде не увидят не только люди, но даже птицы. Нам достанется более или менее случайный побочный продукт такой работы: те виды с высоты нашего роста, о которых мы при проектировании и не задумывались.

Избежать этой опасности помогает работа с фотографиями и «фронтальными прорисовками». В теплый период мы делаем множество фотоснимков участка. Какие из них понадобятся зимой уверенно сказать нельзя. Лучше всего при фотографировании выбирать важные точки: угол участка, площадку со скамейкой, верхнюю ступень лестницы, место входа в сад, и с этих точек делать панорамную фотосъемку. Качества и художественности не добиваемся – важно зафиксировать контуры основных элементов ландшафта. Многие из этих элементов находятся за границами участка и многие очень далеко от этих границ. На планах они присутствовать не могут, но для ландшафтных решений являются чрезвычайно важными факторами. «Что бы мы ни увидели (или увидим, возможно, в будущем) с участка, включается в участок.» Это цитата из Джона Саймондса.

Фотографии, представляющие важные ракурсы, распечатываем с минимальным качеством – ради основных контуров. И прямо на этих изображениях рисуем в общих формах все варианты, приходящих в голову решений. Мы рисуем то, что сможем видеть сами из конкретной точки. Важно научиться работать карандашом быстро, «грубо» для того, чтобы рука успевала за мыслями, и чтобы эти рисунки не жалеть.

Мы сталкивались с такой ситуацией: проектировщик (ученик) делает прорисовку долго и тщательно, затем возникает вариант, требующий изменить решение. Но проектировщик противится этому по неожиданной причине: «Жалко такую хорошую картинку» - придется корпеть над новой, а эту, красивую и трудоемкую, можно выбрасывать.

Нам, оказывается, необходим особый навык рисования, который можно было бы обозначить, как «скоропись», в противовес той «каллиграфии», которой учат в художественных школах. Рука при регулярной работе этому навыку быстро обучается.

Решения с фронтальной прорисовки переносятся в план, при этом корректируются и снова испытываются прорисовкой. Отбрасываются некрасивые и нереализуемые, постепенно выбираются лучшие. Избранное решение фиксируется. Мы создали ландшафтный проект, не так ли? Конечно, но не нужно раньше времени относится к нему, как к окончательному. Придет весна, и тогда важно будет не воспринимать созданный зимой проект как обязательное руководство. На него необходимо будет взглянуть как бы со стороны, с точки зрения человека, вышедшего в сад. «Мы должны подняться из низины на холм, ударить каблуком в дерн, зарыться в землю» - это снова слова Саймондса. Многое придется решать заново. Но через несколько лет, вытащив забытые эскизы, и посмотрев на возникший сад, мы можем быть сильно удивлены их взаимным соответствием.

Рисунок автора