Написать письмо

Прикрепить файл

Каменистые сады. Привычные и незнакомые.

Александр Сергеев, 2004 год

На Алтае
На Алтае

 

Если в ясный выходной день, особенно весной, мы проедем на автомобиле или велосипеде по окрестностям нашего города (например, по старому московскому тракту), то увидим многочисленные компании выбравшихся на пикники горожан. Все люди разные? Как бы не так… Кто бы ни выбирал место для остановки, оно оказывается опушкой леса с крупными валунами. И я выбрал бы то же, только подальше от шоссе. Существует мнение, что палеолитический охотник разжег бы костер своей стоянки там же, где и закончивший рабочую неделю офисный служащий. Похоже, в недрах нашего сознания издавна запечатлелись признаки «благоприятной природы» – природы, удобной для человеческой жизни, природы, в которой хорошо. А открытые каменные поверхности являются одним из таких признаков.

 

Не удивительно, что, когда огород уступает место декоративному саду (особенно, саду пейзажного типа), вместе с газонами, купами деревьев, цветниками, в нем появляется и камень. Но деревья эти – не лес, газон – не луг, и камень – тот, да не тот.

Камни в искусственном ландшафте обычно включены в декоративную композицию, называемую рокарий или каменистый сад. Что это такое? Представим себе несколько наиболее характерных вариантов такого сада.

Первой приходит в голову так называемая «каменистая горка». Это совсем не обязательно подобие горной вершины. Она может удачно расположиться как на холме, так и на склоне, выступая из него, а в некоторых случаях даже на ровном горизонтальном рельефе. Высота «горки», конечно, не должна быть большой, чаще всего не велика и занимаемая ею площадь. Используемые растения это в основном не высокие травянистые многолетники, хорошо чувствующие себя в щелях между камнями и на небольших террасах, светолюбивые, засухоустойчивые, не требующие высокого плодородия почвы. С другой стороны, они должны иметь внешность, отвечающую нашим представлениям о скальной флоре. Вот такие растения: очитки, молодила, гвоздики, армерии, чабрецы, крупки, камнеломки, алиссумы.

«Горка» - самый сложный в изготовлении тип рокария. Большое количество камней, зачастую плотно сомкнутых, уложенных в два и более яруса, не лежат кучей, а составляют небольшую, живописно заросшую, рукотворную скалу.

Другой вариант каменистого сада возникает в случае, когда каждый камень расположен непосредственно на грунте. Поскольку камни не лежат один на другом, между ними не возникает горизонтальных «стыков», более сложных в работе, чем вертикальные. В эту группу объединяются рокарии, изображающие разные типы природных ландшафтов: усеянную валунами сухую или заболоченную равнину, осыпь, каменистый склон и пр.

Такой рокарий может занимать площадь до нескольких сотен метров, здесь приемлемы самые разные условия влажности и освещенности. Камни используются в целом более крупные и округлые, чем в первом случае. Из травянистых растений подходят с одной стороны высокие: тысячелистники, пупавка, пижма, астильба, ирисы, с другой – активные почвопокровники: шиловидный флокс, ложный и гибридный очитки, войлочный тысячелистник, живучка, черноголовка, ясколка. Очень уместны небольшие древесные растения: карликовые хвойные, спиреи, барбарисы, лапчатки и пр. в зависимости от ситуации.

На «естественность» может претендовать еще один тип каменистого сада – «гравийный сад», где присутствие камней как таковых возможно, но совершенно не обязательно. Особенно эффектно на гравийном фоне выглядят такие скульптурные и необычно окрашенные формы, как овсяница, элимус, синеголовник.

Возможен и вариант, когда за счет использования разных фракций и цветов каменной крошки создается некий рисунок, узор, придающий саду не природный, а подчеркнуто декоративный характер.

Принципиально отличаются от описанных различные варианты каменистого сада в «руинном стиле». Между собой мы называем его «руинарий». В последнее время в частных усадьбах стали обычны подпорные стенки из дикого камня, чаще всего из «плитняка» - его удобно использовать, укладывая на манер кирпичей. Если такая стенка не слишком высока, она может быть построена без цементного раствора – методом сухой кладки. В этом случае появляется возможность высаживать в щели между камнями растения, в основном те же, что и на «горку». Подобное сооружение может действительно укреплять склон или служить невысокой каменной оградой, а может быть и сугубо декоративным, например, окружать приподнятую клумбу.

Близок по стилю к руинному и каменистый сад, организованный как площадка или дорожка, выложенная диким камнем, или, реже, бетонными плитами, между которыми оставлены щели, достаточные для высадки растений. Ассортимент растений здесь может включать все уже названные группы, но чем меньше площадь такого рокария, тем важнее роль почвопокровных растений относительно устойчивых к вытаптыванию: кошачьей лапки, чабреца раннего, лапчатки «гусиная лапка».

В качестве еще одного варианта следует назвать каменистые сады, которые можно обозначить как «формализованные». Здесь «каменная составляющая» приведена к обобщенной, сложенной из простых фигур форме. Это могут быть и системы обширных емкостей, удобных для размещения целых коллекций растений, и небольшие контейнеры, которые можно переносить и перегруппировывать. Возможно использование самых разных скальных и почвопокровных растений, присутствие или отсутствие «камней» как таковых.

И, наконец, в отдельную группу нужно выделить каменистые сады, тяготеющие к так называемому «японскому стилю», хотя формально они могли бы быть отнесены к тому или иному из предыдущих вариантов.

Если к описанному многообразию форм каменистых садов добавить переходные и объединяющие варианты, а также варианты, возникающие при введении в композицию водных систем, крупных древесных растений, малых архитектурных форм и т.д., то окажется ясно, насколько серьёзно нужно задуматься, начиная создание собственного каменистого сада.

   
         
   
         
   
         
   
         
   
         
   
         
   
         
   

 Статья проиллюстрирована фотографиями авторских работ Ирины и Александра Сергеевых