Написать письмо

Прикрепить файл

К лучшему

 

Александр Сергеев, 2017 год

Типичное движение крупной идеи в обществе, на мой взгляд, выглядит так:

- Резкий взлет, рождение, мгновенное событие в единственном конкретном мозге.

- Возникновение идеологии, нового языка и базового текста в очень узком кругу единомышленников.

- Принятие базового текста широким кругом посвящённых в виде комплекса наиболее ярких характерных внешних признаков. Создание новых текстов на основе воспроизведения этой системы признаков.

- Постепенное расширение и снижение круга причастных. Отдаление идеологии и возникновение устоявшегося формата массового продукта. Зачастую очень ценного.

«Все к лучшему»… Как это хорошо, как это нам нужно! Поинтересуйтесь на досуге, что на самом деле сказал Лейбниц и что он имел в виду, только запаситесь длинным досугом.

Удольф и близкие к нему идеологи требуют невиданной в садовом искусстве (а это искусство, очень тесно увязанное с жизнью) полноты жизни. Их полнота жизни настолько бескомпромиссно, что включает смерть. Революция в этом.

Важно, что Удольф – питомниковод, знаток растений.

Базовый текст содержит яркие признаки, которые в сознании последователей его маркируют. Это злаки в первую очередь, конечно.

Движение переходит в более широкий круг последователей. Но в своей массе – это не ботаники, а архитекторы и дизайнеры. Им не привычно и в глубине души не комфортно работать с растущим и шевелящимся. Они стремятся уйти от сложности, спонтанности и неуниверсальности деталей материала. Происходит некоторая стерилизация и унификация живых форм. Злаки при этом царят на знамени.

Это не горячая живая удольфианская смерть, это холодная и неполная жизнь. Примораживание. И это примораживание до некоторых пределов очень полезно.

Как часто мы, подбирая цвет каким-нибудь доскам, говорим:«Нет, это что-то тепловато, похолодней, похолодней нужно, нужно уходить ближе к серому и т.п.»

Новая фаза движения приносит отличные результаты. Продукт красив и понятен. Он принимается, как соответствующий новому современному отношению человека к реальности. Продукт все более технологичен ив изготовлении, и в обслуживании, поэтому может производиться массово.

Складывается некий общедоступный конструктор – новое ремесло. Ремесло – великое и уважаемое дело.

Но дальнейшее нисходящее движение естественно, и на этом пути ремесло будет сводиться к приемам. И злаки не будут забыты.

Здесь есть неожиданный источник опасности. Развитость нашего конструктора дает возможность автору, проектировщику эффективно работать дистанционно. Внутренне желая обеспечить себя комфортными условиями труда, архитекторы и дизайнеры могут сместить основное направление движения не в пользу результата, а в пользу своего удобства.

Я думаю, это уже происходит.

Но нам это даже на руку. Мы то из полей уходить не хотим. Конструктором необходимо овладевать. Можно написать это трижды. Но сажая злаки, мы не будем забывать о полноте жизни.

А быть вне оси основного направления неплохо. Это эффективно даже с маркетинговой точки зрения. Все к лучшему.

Статья проиллюстрирована фотографией работы Ландшафтной мастерской Сергеевых